25 лет Португалии в ЕС, что из этого вышло?

Каждая несчастливая семья может быть несчастлива по своему, но, то же не совсем верно для каждой несчастливой страны зоны евро. Все как одна экономики проблемных стран единой валюты полагались на внешние заимствования в период бума, и все пошло прахом, когда эти деньги исчезли во время кризиса.

Но до конца  не совсем понятно, почему в Португалии началась одна из самых тихих экономических катастроф в памяти. Здесь не было ни пузыря недвижимости как в Испании, ни банковского краха как в Ирландии.
 
После почти полувека потрясений перехода от диктатуры к демократии, от управляемой экономики к рынку в 2001 году Португалия казалось бы, должна встать на путь безоблачного экономического будущего. Принятие единой валюты означало более глубокую интеграцию с основными партнерами Португалии в торговле  и снижение стоимость заимствований,  но настоящего бума так и не  получилось.
 
В период между 2000 и 2012 годах, экономика Португалии выросла меньше на душу населения, чем в США во время Великой депрессии или Японии во время ее потерянного десятилетия. Если посмотреть на график Прироста ВВП на душу населения, то окажется что Португалия была богаче 12 лет назад…
Вот такой  экономический детектив без ясных виновных. Да, Португалия имеет реальные структурные проблемы, но далеко не такие как в Испании или Греции. Одной из причин сегодняшних неурядиц в Португалии автор называет низкую производительность труда, зарегулированность и коррупцию. Предприятия предпочитают оставаться небольшим, потому что имеет смысл просто иметь дело с людьми, которых вы лично доверяете.  Очевидным является то, что Португалия нуждается в помощи от остальной Европы, наконец, вернуться к росту, заключает журналист.
 
По моему мнению,  насчет помощи как раз нужно 7 раз подумать. Ведь многие трезвомыслящие политики справедливо отмечают, что ранее полученные средства Португалия использовала далеко не лучшим образом. Средства в основном вкладывались в инфраструктуру, а не в развитие перспективных производств, стимулирование экспорта, повышения производительности и конкурентоспособности экономики.

Как замечает португальский экономист Алешандре Соареш «португальцы привыкли зависеть и слепо надеяться на удачу. А теперь, когда «мечту о богатстве» прервали, страна обозлилась на Европу. Сегодня Португалия является живым примером европейской разобщенности. Хотелось бы, чтобы страна признала свои ошибки и осознала, что является жизнеспособной только пока находится внутри европейского процесса».

25 лет Португалии в ЕС, что из этого вышло?

Одной из самых обсуждаемых в Португалии тем сегодня это: какие преимущества имело вступление в ЕС; какова была цена этой интеграции; действительно ли уровень жизни улучшился. В одном из исследований проведенных на эту тему отмечается что во многих сферах вступление Португалии е Евросоюз 1 января 1986 г. имело позитивные последствия. В частности в период 1986 по 2011 годы были построены 9 тыс. 468 км автострад, что эквивалентно расстоянию между Лиссабоном и Индией. С вступлением Португалии в ЕС протяженность автострад увеличилась в 14 раз (!).
 
В области образования курсы, оплачиваемые Европейским социальным фондом, окончили более миллиона человек, а всего с 1989 года почти 8 миллионов человек. Некоторые португальцы собрали настоящую «коллекцию» таких курсов, зачастую оказавшихся, к сожалению, практически бесполезными. За 25 лет были построены 662 школы. В общей сложности Португалия получила от Евросоюза 26 млрд. евро для целей профессионального обучения.
Благодаря инвестициям из фондов ЕС расходы государства на здравоохранение увеличились за 25 лет вдвое. Продолжительность жизни возросла в 1,5 раза. Резко снизилась детская смертность. За 25 лет были построены девять госпиталей.
 
В области капитального строительства следует выделить сооружение вантового моста «Вашку да Гама» в Лиссабоне,были построены 2 тыс. 357 км железных дорог, пять футбольных стадионов к Евро2004, фиолетовая  линия метро в Порту, 248 водоочистных станций.
Практически у всех португальцев, отмечается в исследовании, за эта годы уровень жизни улучшился. Проблема, однако, в том, что эти улучшения во многих случаях не удалось сохранить и удержать. «Эти деньги не пошли на то, чтобы провести структурные изменения в стране, которые привели бы ее к устойчивому прогрессу», говорится в докладе.
 
В различных сферах наблюдались или наблюдаются стагнация или даже попятное движение. К примеру, экономика страны пережила периоды «прорывов, перерывов и отступлений». Как пишут авторы исследования, «с 1986 по 2011 годы Португалия получила из структурных фондов ЕС 80,9 млрд евро (ктото подсчитал, что в день получается 9 миллионов), но даже это не спасло страну от «полуфиаско» как на национальном, так и европейском плане «в стремлении приблизиться к уровню своих европейских партнеров».
 
Временной отрезок одного поколения (в среднем 25 лет) не стал достаточным для того, чтобы вытянуть Португалию из положения «зависимой страны», «страны с громадной асимметрией между богатыми и бедными, прибрежными и внутренними районами, городскими центрами и сельскими зонами». В документе подчеркивается, что тысячи проектов, осуществленных на протяжении этих двух с половиной десятилетий, «были плохо скоординированными и зачастую оборачивались повторением или пустой тратой денег. Некоторые расходы на техническое обслуживание были недооценены. Страна сде¬лала излишне большую ставку на бетон и недостаточную на структурные изменения в стране, забывая о конкурентоспособности экономики».
 
Выводы, с которыми трудно не согласится особенно в области “бетона и дорог”. Живой пример и наболевший для меня как жителя Лиссабона - ремонт набережной в зоне Праса де Комерсиу. Небольшой участок ремонтировался более 3 лет, сначала на заборе долгое время висела вывеска португальского подрядчика, а на стройплощадке ничего не происходило. Потом подрядчик сменился, но темп работ остался примерно таким же... Португальцы делают все качественно, строго по технологии, здесь не воруют стройматериалы, чего не скажешь о времени, щедро оплаченном налогоплательщиками. Недавно Лиссабон наконец-то отрапортовал о окончании 1й (!) фазы строительства, стоимостью 6 млн. евро. Если разделить это на квадратные метры отреставрированной набережной,  то по идее она должна иметь золотое а не бетонное покрытие...

Похожая история в Лиссабоне была со строительством туннеля Маркиз де Помбал это еще одна так называемая «Обра де Санта Энграсиа». Так португальцы называют долгострой, проводя историческую параллель между строительством церкви Санта Энграсиа (национальный пантеон на фото слева) которое длилось почти 3 века, и было окончено в 1966 году.
 
Как раз недавно возле пантеона я наблюдал массовое шествие выпускников португальских вузов в черных мантиях бакалавров, с улыбкой на лице, и как казалось, уверенным взглядом в будущее, которое на самом деле ничего хорошего им не сулит. В стране с общим уровнем безработицы  почти в 18% среди молодежи до 25 лет 50% не работает. Вот почему португальцы как во времена диктатуры эммигрируют из страны в поисках лучшей жизни. Хотя о диктатуре, наверное, сказано не справедливо, у многих португальцев остались самые теплые воспоминания о временах Салазара. В голосовании по рейтингу значимых исторических персон Португалии Антониу Салазар занял почетное первое место, на 2-м Алвару Куньял бывший лидер компартии и сопротивления.
 
Похоже, что у современной португальской политической элиты нет зрелых идей, где искать столь необходимые для португальской экономики точки роста. Выступая в парламенте страны нынешний лидер компартии Жерониму де Соуза иронично заметил: "Пока не видно не только света в конце тунеля, но и самого тунеля!" Используя небольшое затишье и падение ставок на рынке облигаций, страна в срочном порядке готовит программу возвращения на рынок заимствований, чтобы побыстрее избавится от опеки тройки кредиторов и программы стабилизации (читай урезания и сокращения), которая ничего кроме экономического спада и безработицы стране не принесла. Видимо, Португалии нужен новый Васко да Гамма, который откроет для страны  путь к процветанию. Остается открытым вопрос будет ли этот путь лежать через общий европейский дом?

Алексей Гриненко